?

Log in

No account? Create an account
Сергей sk78 Клочев
Живой блог.
9 мая 
9-май-2011 11:58 pm
я
Ноябрь 41 года,  выдался холодным, как и вся последующая зима, ещё не было снега, а морозы стояли под 20 градусов. Ночью лейтенант взвода химзащиты, стоявшего на Пулковских высотах под Ленинградом, пошёл в первую линию окопов проверять караулы расставленные им накануне. Проверять надо было по двум причинам, что бы не спали на посту и что б не убегали спать к немцам. Дезертирство в их части, с определенного момента, приобрело массовый характер, и хоть его взвода эта проблема пока не коснулась, но разговоры среди солдат уже ходили не хорошие.

Вид с Пулковских высот на Петербург.


Дошёл до одного окопа, солдатик сидит в рукав курит, дошёл до другого тоже вроде всё нормально, а у третьего  тот который был ближе всего к немецким позициям, тишина, ни кто не шевелится.   Лейтенант подошёл поближе, ну так и есть, солдат стоит и спит. Обнял свою винтовочку, облокотился на неё и не шевелится.  Маленький кусочек земли полетел в спящего, не шевелится,  ещё кусочек, тот же результат. "Ну сейчас ты у меня получишь!" подумал лейтенант, такая злость его взяла, ведь сказано же было на посту ни в коем случае не спать! Подошёл к солдату и тихонько так по плечу похлопал, ни какой реакции, толкнул посильнее, солдат начал заваливаться, и не просто заваливаться, а вместе с блином земли вокруг ног в которою он просто вмёрз. Так и упал как игрушечный солдатик, с лицом как будто покрытым мелом. Это была первая потеря во взводе, сколько их ещё потом было, под Лугой, под Смоленском,  в Чехословакии, всю войну прошёл лейтенант, а это лицо, первого погибшего солдата, замерзшего насмерть на Пулковских высотах под Ленинградом, и через 65 лет было перед глазами... И когда я у него спрашивал, что вспоминается про войну, он говорил "Белое лицо в глубине окопа и пласт земли вокруг ног."

Зачем я это рассказал? Не знаю, наверно просто так. Хотя может и не просто, а затем что бы помнили, что война это совсем не то героическое что показывают в фильмах, это совсем не то что рассказывают на торжественных митингах. Несколько раз я слышал, а мне вот мой дед ничего про войну не рассказывал, я его спрашивал, спрашивал, а он молчал. Знаете почему так? Потому что, то что там происходило, рассказать практически не возможно, это очень страшно...

"Историю пишут палачи героев" -эта фраза запавшая мне в голову из одного американского фильма, очень точна. Правдивых книг о войне написано очень мало, я таких знаю всего три: Александр Шумилин  "Ванька-ротный", Иван Акулин "Крещение" и Виктор Астафьев "Прокляты и убиты". Это страшные книги в них не много героического, но много правды войны. Часто на такие книги ругаются, говорят что они вредны, не воспитывают победного духа, выпускать их не надо.  А мне кажется, что как раз наоборот, именно через такие книги понимаешь всю тяжесть войны, которую народ вынес на своих плечах, и очень плохо если об этом будут забывать и ещё хуже если этот праздник будет "опопсевать".

"Я пишу книгу о войне, чтобы показать людям, и прежде всего русским, что война — это чудовищное преступление против человека и человеческой морали, пишу для того, чтобы если не обуздать, так хоть немножко утишить в человеке агрессивное начало. А Вам надо, чтобы воспевалась доблесть на войне и многотерпение, забыв при этом, что, чем более наврёшь про войну прошлую, тем скорее приблизишь войну будущую." Виктор Астафьев. 

С праздником Вас!


 P.S. Очень хорошо на тему праздника, правда в своей грубой манере, высказался tema   "Я не люблю ритуалы и придуманные чиновниками традиции. Для меня День победы - это такой романтический праздник, на втором месте после Нового Года. Но он не имеет никакого отношения к выступлению ветеранов в школе, к установке очередного вечного никому не нужного огня, к разговорам о том, что кто-то за нас воевал." (отсюда).

Comments 
9-май-2011 08:40 pm
Да, если и рассказывают, то смешное. Кому интересны рассказы про "прелести" фронтовой жизни, которую хочется забыть изо всех сил?..
Но мы-то это должны знать. Поэтому Вечный огонь необходим, так же как памятники и салюты. Что ещё можно уважать в этой стране, кроме прошлых достижений? Что заставит почувствовать какую-то сплочённость, благодарность и заботу о стариках?
Я вот, побывав на 35-й батарее в Севастополе, прониклась! Да, там фирма отмывает деньги, и отхватила под этот мемориал землю. Но зато там экскурсии бесплатные, и народ немножно задумывается о том, каким месивом была война, и на какие подвиги способны были люди. А дачи бы всё равно там построили бы окрест. Так уж лучше мемориал, чем татарские "сортиры".
9-май-2011 09:07 pm
Верно, отмывание денег, это отдельная проблема. Их все равно отмоют, к сожалению :(

С Праздником! :)
10-май-2011 04:29 pm
И Вас с праздником!)
10-май-2011 08:57 am
Вы абсолютно правы, весь вопрос как это делается, и экскурсии и рассказы очень нужны и важны, и салют это здорово. Но почему весь год могилы стоят заброшенными а вспоминают о них только на 9 мая, почему на западе монументы нашим солдатам в порядке, а в нашей стране они красятся раз в год и то так, что лучше бы этого не делали. Я зимой видел как тракторами снег убирали на братском кладбище раскатывая прямо по могилам. Но зато пришло время 9 мая и все становятся всем благодарны. Война длилась 4 года каждый день, а не только 9 мая.
9 мая Великий праздник, только что бы он стал объединяющей идеей надо поддерживать его реноме весь год а не только один день в году.
10-май-2011 11:46 am
Сергей, а вот про собирательный образ Запада... У нас тут, в Техасе, действительно мало чего надо убирать - климат такой, мало дождей и снега. А вот даже близкие на кладбище не ходят! Не видела я тут могил, к которым носили бы цветы, уже несколько лет живу, а не видела. Ни на одном кладбище, ни в одном штате, а я много проезжала таких...

Так Запад тоже бывает разный... Слава Богу, что хоть один раз в году вспоминают люди! По моему так.
14-май-2011 09:28 pm
За ни имением большего конечно хоть так... хотя я не о походах на кладбище...
10-май-2011 04:26 pm
С этим не поспоришь... "Страна у нас богата, порядку ж нет как нет"...
9-май-2011 09:06 pm
Да Сергей, у меня с моими дедушками похожая история, не рассказывают, потому что страшно!! Я точно тоже самое у себя написала, только один раз спрашивала - больше ни разу.

А про тему, ну ... его, по-моему, вредно читать :) Глупость - она не лечится.

Со светлым Праздником Победы!
9-май-2011 09:31 pm
Про тему - я про этот пост -
http://tema.livejournal.com/896129.html
- тут он умудрился сравнить Великую Отечественную с Миссией в Ираке... А выступления в школе - старшая сестра моей бабушки, прошедшая всю войну выступает! И я очень жалею, что не могу присутствовать при _каждом_ ее выступлении.

Он пишет "Для тех, кто прошел войну, она стала очень важным, но всего лишь одним из событий в жизни. Нельзя воевать четыре года для того, чтобы оставшуюся жизнь думать только о войне. Война остается эпизодом для тех, кто выжил. Выжили, и дальше продолжают. Никакого отношения памятники, монументы, музеи и прочая пропаганда не имеют к жизни. Думают остаток жизни о войне только умопомешанные."

Да откуда он знает это, он же не прошел эту Войну!!! Все, кого я знаю и кто воевал о ней думали, всем, кого я знаю она снилась. И никто не очень любил о ней говорить! Возможно я мало людей знаю, но как же можно такое говорить :( Они не думают, она преследует. Умопомешанные! Да, потому что война, смерть, страх, все это действует на психику :(( Но разве у них был выбор, не идти на Войну... Ох.
10-май-2011 09:23 am
Он очень грубым языком, специально перегибая палку и провоцируя (манера у него такая) в общем то говорит правильные вещи. У меня есть знакомые которые воевали в Чечне, почему о них никто не вспоминает? Там война для каждого из участников была не менее страшная, ждут когда им по 70 лет будет и тогда начнут о них говорить и делать из них героев (они такие и есть), почему не сейчас? они ведь тоже родину защищали? Со всеми остальными войнами тоже самое

А по поводу остального, это настолько тонкая штука, что я боюсь плохо сформулировать свою мысль. Памятник должен быть не на земле, он должен быть в голове. Если человека не воспитали в уважении к погибшим за свою родину, то никакие памятники это не воспитают, а те памятники что у нас, только хуже сделают. Почему? написал в комментарии выше. Да и ветераны всё время о войне конечно не думают, иначе действительно можно с ума сойти, она может их преследовать, но те кто сейчас живы научились о ней не думать, иначе и быть не могло.

"старшая сестра моей бабушки, прошедшая всю войну выступает! И я очень жалею, что не могу присутствовать при _каждом_ ее выступлении." Надо попробовать записать, через диктофон, видеокамеру или ещё как. Эта запись может потом стать раритетом у Вас в семье.
10-май-2011 12:01 pm
Ну про памятники - я никакого особого мнения не имею. Мой дедушка очень часто думал о Войне, люди-то разные, для некоторых это не проходит так легко - опять же, считать это сумасшедствием или нормой - я так думаю, это не нам судить, тем, кому не приходилось убивать других, таких же невинных людей как и сами. Я вообще не представляю как они, да и любые воины, живут после такого.

Не возражаю, что хорошо бы заботиться обо всех кто воевал. Видимо этот смысл настолько тонкий в темином посте, что я его просто там не увидела! Провокационная манера, и перегибание палки - на это я, конечно же, когда читаю, делаю поправку. Не первую запись его читаю... Но иногда мне кажется, что даже палка у него уже давно сломалась, и перегибать больше нечего.

Кстати говоря, у нас в США знаете еще почему всех кто служил в любой армии окружают почестями - потому что нету обязательного набора в армию. В армию набирают на добровольной основе - поэтому и делают так, чтобы людям хотелось бы пойти служить. Я бы ни за какие почести и льготы в дальнейшем не пошла убивать других людей. Только если бы война была такая, что нельзя не идти - да и то было бы очень трудно. Понимаете? Вот в чем разница. Тоже очень тонкая. Трудно объяснить такое.
14-май-2011 09:27 pm
согласен, грань очень тонкая...
10-май-2011 12:11 pm
О! Да, и записи есть. Я же говорила о том, что хотелось бы лично присутствовать и лично поздравить в такой день таких людей.
10-май-2011 08:58 am
Спасибо и Вас также с праздником!
9-май-2011 09:09 pm
С Праздником!
9-май-2011 09:11 pm
...

с Днём Победы.
9-май-2011 09:15 pm
А мне дед рассказывал кое-что из войны. Например как им пришлось пристрелись пленного немецкого пулеметчика - прикован он бы цепью.

Помню другой его рассказ как он немецкого офицера в плен взял - тот как раз на очке сидел. Деду орден дали за офицера.

Но больше он и вправду молчал, видимо много у него было погибших товарищей.

С праздником!

PS: А Тёма, извините, просто дурак.
10-май-2011 08:59 am
И Вас тоже с праздником!
9-май-2011 10:03 pm
С праздником.
10-май-2011 08:59 am
Спасибо и Вас тоже с праздником!
10-май-2011 04:25 pm
В Вашем рассказе самое реалистичное "...блин земли...". Перед глазами встает. Конечно, художественные произведения о военных годах - они и естьхудожественные. Мемуары написаны, в основном, полководцами. В них фигурируют армии, дивизии, соединения. А ощущения, переживания выживших людей я читаю на сайте iremember.ru. Там людские судьбы описаны простыми словами. Но читать надо по-немногу.
Спасибо, Сергей.
14-май-2011 09:26 pm
не за что, Вам спасибо громадное за ссылку очень интересно...
15-май-2011 09:37 am
Такой день праздником не хочу называть...Скорее ,день памяти.
This page was loaded апр 22 2018, 12:05 pm GMT.